3.2 Коммуникационный каркас
3.2 Коммуникационный каркас
- 1 Общие положения комплексного анализа
- 2.1 Демографическая ситуация
- 2.2 Экономическая ситуация
- 2.3 Анализ приоритетных отраслей экономики
- 2.4. Анализ дополнительных отраслей экономики
- 3.1 Климат, ландшафт и экология
- 3.2 Коммуникационный каркас
- 3.3 Городская застройка и социальная инфраструктура
- 3.4. Территория БЦБК
- 3.5. Инженерная инфраструктура
- 4 Социокультурный анализ
Содержание:
- Тренды в области городской мобильности
- Ключевые выводы
3.2.1. Внешний транспорт
3.2.2. Улично-дорожная сеть и оценка ее состояния
3.2.3. Грузовой транспорт. Грузовые транспортные потоки
3.2.4. Общественный транспорт
Тренды в области городской мобильности
Микромобильность
Электроскутеры, электровелосипеды, электросамокаты, моноколеса
Комплексное предоставление услуг микромобильности. Питтсбург, США
Начиная с 2017 г. микромобильность является одним из основных трендов как в крупных агломерациях, так и в малых городах. Тренд выражается в предпочтении личным автомобилям небольших низкоскоростных (до 25 км/ч) транспортных средств, преимущественно с электроприводом. Ключевая инфраструктура для микромобильных транспортных средств — электрозаправочные устройства или станции, выделенные дорожки или пешеходные территории с соответствующим покрытием.
Общественный vs индивидуальный транспорт
Баланс между общественным и индивидуальным транспортом
система с преобладанием индивидуального транспорта. Торонто, Канада
Эффективная система общественного транспорта в городах помогает снизить трафик, сократить длительность поездок и стоимость их организации для оператора. Несмотря на то, что пандемия COVID-19 в ближайшее время повлияет на выбор потребителей в пользу индивидуального личного транспорта (который обеспечивает большую защиту от вируса), эксперты прогнозируют*, что в долгосрочной перспективе потребители все же отдадут предпочтение транспортным решениям, ориентированным на преимущества общественного транспорта.
Мягкая мобильность
Мягкая мобильность (Soft mobility) в городах с преобладанием зимы
оптимизация пространственного планирования. Умео, Швеция
Зачастую города не приспособлены для длительного пребывания на улице, особенно в зимний период. Тренд направлен на создание благоприятных условий для передвижения по городу пешком, на велосипеде и общественном транспорте, для пребывания в открытых городских пространствах в холодное время года. Микроклимат рассматривается как один из ключевых факторов в благоустройстве открытых пространств, оптимизации пространственного планирования, проектировании фасадов зданий и дорог.
Услуги общественного транспорта по запросу
Мягкая мобильность (Soft mobility) в городах с преобладанием зимы
оптимизация пространственного планирования. Умео, Швеция
Зачастую города не приспособлены для длительного пребывания на улице, особенно в зимний период. Тренд направлен на создание благоприятных условий для передвижения по городу пешком, на велосипеде и общественном транспорте, для пребывания в открытых городских пространствах в холодное время года. Микроклимат рассматривается как один из ключевых факторов в благоустройстве открытых пространств, оптимизации пространственного планирования, проектировании фасадов зданий и дорог.
Коммуникационный каркас. Ключевые выводы
Внешний транспорт
Внешние коммуникации представлены всеми видами транспорта, но преобладающим остается автомобильный. Для повышения доступности необходимо обеспечение регулярных пассажирских рейсов. Для комфорта приезжающих следует рассмотреть вариант строительства ТПУ, совмещающий авто и ж/д вокзалы.
Улично-дорожная сеть и ее состояние
Дисперсная планировочная структура города не создает перегрузок в улично-дорожной сети. Ее дополнение велопешеходными связями решит задачу связности районов города. Необходимо повышение качества инфраструктуры УДС и пешеходных связей.
Общественный транспорт
Для города характерны низкий спрос на внутренний общественный транспорт и стихийное предоставление транспортных услуг по запросу. Жители жалуются на малое количество парковочных мест, хотя, исходя из общепринятых норм, недостатка в них нет.
Грузовой транспорт
Расположение города вдоль федеральной трассы с интенсивным потоком грузового транспорта является предпосылкой для развития производственных предприятий, индустриального парка, обслуживающих предприятий (автосервисы, базы, кемпинги).
3.2.1 Внешний транспорт
БМО отличает хорошая транспортная доступность на уровне региона. Авиасообщение осуществляется через 2 международных аэропорта. Водное сообщение проходит по Байкалу, а железнодорожное — через Восточно-Сибирскую железную дорогу (ВСЖД).
Авиасообщение
- Ближайшие к Байкальску аэропорты находятся в Иркутске (150 км по автомобильным дорогам, 84 км по воздуху) и в Улан-Удэ (290 км по автомобильным дорогам, 230 км по воздуху). Продолжительность рейса Москва — Иркутск составляет 5 ч 50 мин.
- На территории БМО отсутствуют аэропорты, аэродромы и другие посадочные площадки.
Водное сообщение
- БМО расположено на берегу оз. Байкал. На территории Байкальска и промплощадки БЦБК имеются причалы с бухтами для стоянки судов. Расстояние по воде до причала пос. Листвянка — 62 км, до речного вокзала «Ракета» (Иркутск) — 115 км.
Железнодорожное сообщение
- Через БМО проходит ВСЖД. На территории образования расположены три остановочных пункта и одна станция. В общей сложности через эти пункты проходят 17 междугородних и 4 пригородных поезда.
- Дорога из Иркутска до Байкальска занимает 4 ч. Запуск скоростного поезда может сократить время в пути до 1 ч.
Автомобильное сообщение
- БМО имеет хорошую доступность для автомобильного транспорта, находясь между двух городов с международными аэропортами на трассе федерального значения.
- Строительство новых развязок на трассе Р258 не требуется, так как максимальная интенсивность движения транспорта невысока.
Внешнее авиасообщение и автомобильное сообщение с аэропортами
3.2.2 Улично-дорожная сеть. Типология улиц
- Планировочную структуру улично-дорожной сети можно охарактеризовать как комбинированную: свободная и местами линейная.
- Плотность УДС достигает 4,1 км/кв. км.
- Трасса Р258 относится к классу нескоростной автомобильной дороги, имеет III техническую категорию. Интенсивность движения для одной полосы составляет 1-3 тыс. автомобилей в сутки.
Федеральная трасса Р258 «Байкал»
ул. Центральная, мкр. Гагарина
ул. Красный Ключ
Улично-дорожная сеть. Связность районов города
- Поскольку Р258 является единственной связующей хордой для Байкальска, необходимо ее благоустройство для комфортного и безопасного использования или создание альтернативной связующей.
- Несмотря на дисперсную планировочную структуру, УДС в городе не испытывает перегрузок. Дополнение ее велопешеходными маршрутами решит задачу связности районов города.
Связность районов города
Улично-дорожная сеть. Безопасность дорожного движения
- Основное число ДТП в Байкальске происходит на участке федеральной трассы Р258. Необходимы дополнительные мероприятия по организации безопасного дорожного движения.
- На улицах и дорогах города зарегистрировано 31 ДТП. Период анализа — с 01.09.2018 по 30.09.2020.
- Официальными причинами ДТП с пострадавшими пешеходами стали нарушение правил проезда пешеходного перехода (2 случая), несоответствие скорости условиям движения и пересечение дороги пешеходом в неположенном месте.
Карта ДТП за период с 2018–2020
Улично-дорожная сеть. Оценка покрытия
Хорошее качество покрытия федеральной трассы значительно контрастирует с состоянием всей остальной УДС. Только половина дорог Байкальска покрыта асфальтом, а многие улицы не имеют системы дренажа. Из асфальтового и асфальтобетонного покрытия:
- 1,8 км (5,9%) плохого покрытия;
- 6,5 км (20,4%) неудовлетворительного покрытия;
- 11,5 км (36,2%) удовлетворительного покрытия;
- 11,9 км (37,5%) хорошего покрытия;
Распределение улиц по материалу покрытия проезжей части, %
Карта оценки покрытия УДС
Улично-дорожная сеть. Оценка благоустройства
Уровень благоустройства УДС в Байкальске нельзя назвать высоким: большая часть улиц не освещена, и только десятая часть имеет тротуары.
- Для развития УДС необходимо благоустройство половины существующих улиц тротуарами хотя бы с одной проезжей части.
Карта оценки благоустройства УДС
Улично-дорожная сеть. Оценка парковочного пространства
Рядом с центрами городской жизни организованы четыре парковочных пространства, которые удовлетворяют существующую потребность в машиноместах.
3.2.3 Грузовые транспортные потоки
Промплощадка БЦБК — единственная грузообразующая территория. Весь грузовой поток приходится на трассу Р258 «Байкал», которая проходит через жилые зоны и связывает микрорайоны.
- Основной грузопоток проходит через населенный пункт транзитным сообщением по трассе Р258.
- Доля грузовых автомобилей от общей доли транзитных транспортных средств составляет порядка 25%, причем большая часть из них — автомобили повышенной грузоподъемности, от 6 и более тонн.
- АЗС и станции технического обслуживания в целом расположены оптимально.
- Грузовые потоки пересекаются с жилыми зонами в мкр. Красный Ключ, садоводствах Бабха, Горный и пос. Солзан. На этих территориях необходимы меры защиты от шума и меры по поддержанию безопасности пешеходов и велосипедистов.
- С увеличением производственных мощностей территории бывшего БЦБК необходимо предусмотреть регулирование грузоперевозок через трассу Р258.
3.2.4 Общественный транспорт. Маршруты, остановки, доступность
Система общественного транспорта в БМО развита слабо: более 21% населения не имеют остановок в пешеходной доступности. Это определяет низкий спрос на услуги общественного транспорта.
- Перечень муниципальных внутрипоселенческих маршрутов регулярных перевозок и их реестр1 официально устанавливают 3 маршрута внутригородских и 4 маршрута внешних перевозок.
- Более 21% населения (более 2 700 человек) не имеют в пешеходной доступности остановок, что является нарушением нормативных показателей.
- Для проведения анализа был выбран радиус пешей доступности 450 м — расстояние, которое человек может пройти за 6 минут.
- Подвижной состав автобусного парка и ОП общественного транспорта не имеют условий для МГН.
Карта организации общественного транспорта
Общественный транспорт. Пассажиропоток
Нестабильность работы как автомобильного, так и железнодорожного транспорта приводит к низкому спросу на эти услуги, открывая возможности для развития новых типов мобильности, что особенно значимо с точки зрения увеличения туристического потока в регионе.
Пассажиропотоки, периодичность и тарифы маршрутов внешнего и внутреннего транспорта